В сети ежедневно появляются тысячи новых сайтов, а количество регистрируемых новых доменных имён и того больше. Вот только многим из таких красивых доменов так и не судьба стать полноценными интернет-изданиями, полезными ресурсами или сайтами-визитками. Кто в этом виноват? Есть в сети такое понятие, как киберсквоттинг. Если обратиться к истокам происхождения мудрёного английского словечка, то дословно получится, что киберсквоттер — это человек, который захватывает чьё-то «имущество» в интернете или цифровом пространстве. Но относить киберсвоттеров к мошенникам и винить их во всех грехах глобальной паутины спешить не будем. Разберёмся, действительно ли они настолько страшны, как их рисуют?
На заре появления интернета и открытия ограниченной регистрации доменных имён в 1985 году, получить собственный адрес в сети могли лишь единичные компании. Такая ситуация сохранялась вплоть до середины 90-х годов, а суммарное количество доменных имён в глобальной паутине насчитывалось не более тысячи. Но потом регистрация в зонах .com, .org и .net стала открытой, а в 1994 году появилась доменная зона .ru, регистрация в которой лишь через 15 лет требовала подтверждающих личность документов. Количество зарегистрированных доменов с того времени подобралось к отметке в 200 миллионов.
И если в зарубежном сегменте с киберсквоттингом столкнулись в 1995 — 2000 годах, то в страны СНГ и Россию он пришёл с опозданием лет на 15. Технически киберсквоттинг заключается в том, что некий пользователь регистрирует на своё имя сотни всевозможных «вкусных» и красивых доменных имён.
Предположим, в 2020 году вам пришла в голову мысль запустить собственный ресурс по производству авторской мебели. Сразу же хочется вас огорчить, что с позиции интернета такая гениальная идея пришла вам слишком поздно. Вы можете потратить несколько дней, а то и недель, прежде чем убедитесь, что все короткие и лаконичные имена уже давно заняты. В голову лезет пугающая мысль — неужели по необъятной России так много конкурентов? Или быть может все бросились производить мебель, и это стало мейнстримом?
Грустная статистика. Аналитики неоднократно проводили исследование доменного рынка, пытаясь разобраться, какое количество из зарегистрированных доменов в конечном счёте привязано к конкретному сайту и несёт какую-либо пользу обществу. В глобальном масштабе около 40% всех доменов — «пустышки». То есть это просто красивые имена, которые кто-то планирует когда-то выгодно продать. В России эта цифра ещё «радужнее» — ⅗ доменного рынка России составляют домены, которые киберсквоттеры превратили в долгосрочную инвестицию.
Разумеется, нет. Конкуренция в этой сфере, безусловно есть, но бесконечный поток оповещений с обидной фразой «Домен занят», никак не связан с количеством производителей мебели. Просто предприимчивые ребята, а в одной только России их не десять и не двадцать, задумались о том, что красивый домен в будущем кому-то явно пригодится. Потратив пару сотен рублей на его регистрацию такой «бизнесмен» получил неплохую инвестицию в будущее.
А теперь задумайтесь, где здесь факт кражи или порчи чужого, пусть и виртуального, имущества? Выходит, что киберскоттер, по своей сути, — просто человек, который оказался дальновиднее и изобретательнее, чем начинающий предприниматель, которому срочно понадобился красивый домен на мебельную тематику.
Казалось бы, от таких виртуальных «инвесторов», которые за бесценок выкупают красивые доменные имена, лишая многие начинающие компании и стартапы веры в демократичное цифровое будущее, работают по принципу «собаки на сене». С одной стороны, и сами не монетизируют зарегистрированный домен по прямому назначению, с другой, не дают это сделать другим.
На практике же, всё не совсем так. Киберсквоттер изначально имеет чёткую мотивацию — купить лаконичное, максимально короткое и запоминающееся доменное имя для того, чтобы потом его выгодно продать. И тут им стоит отдать должное — только представьте, какую фантазию нужно иметь, чтобы спрогнозировать, какое имя нарицательное в будущем будем пользоваться особым спросом или вообще превратится в многомиллионную компанию. Подбор таких доменных имён требует не только фарта, но и чутья.
Как результаты, киберсковттеры стали условно делиться на несколько специализаций. Причём каждый может выбирать для себя сразу несколько направлений, в которых ему комфортно работать. Разберёмся с основными видами киберсквоттинга.
Тайпсквоттинг подразумевает, что для известного сайта, скажем, Amazon.com, киберсквоттер подбирает несколько схожих доменов, но с опечаткой. Например: Amason.com, Ammazon.com, omozon.com и так далее. Поверьте, рядовые пользователи очень часто ошибаются при вводе адреса сайта. Поэтому крупные компании нередко заинтересованы в скупке подобных доменов, но могут договориться с их владельцем на редирект на условиях «абонентской платы». В конце концов, настроив контекстную рекламу, на таких сайтах также можно заработать.
Географический киберсквоттинг заключается в хорошем знании географии. Объект скупки — доменные имена, содержащее имя страны, города, области или региона в разных доменных зонах: turcia.ru, chelyabinsk.ru и т.д. Интересуются такими именами туристические компании, которым нужно точное имя региона или города, в котором есть их представительство.
Краткий киберсквоттинг: pp.com, hi.com, not.ru, hot.org — всё это одни из самых коротких доменных имён в мире. Если киберсквоттеру удаётся приобрести нечто подобное в авторитетной доменной зоне, можно считать, что он вытащил выигрышный лотерейный билет. Шансы неплохо заработать на таком домене высоки, но свободных доменов такого плана в популярных зонах уже практически не осталось.
Именной киберсквоттинг интересен с точки зрения дальнейших судебных разбирательств. Суть его в том, что киберсквоттер использует в качестве доменного имени фамилию певца или медийной личности с целью дальнейшей продажи. Но, поверьте, в одной только России на каждого Моисеева и Газманова найдутся десятки, а то сотни однофамильцев, поэтому доказать представителям звёзд уникальность и принадлежность этого доменного имени будет крайне сложно. Проще будет договориться с киберсквоттером.
Брендовый киберсквоттинг подразумевает регистрацию доменного имени под стать известной компании: philips.ru, sony.org и т.д. В 2020 году делать это с одной стороны, с другой — новый бренды продолжают появляться, с третьей — отстоять домен киберсквоттеру будет крайне сложно, потому что при отсутствии фирмы с идентичным названием бороться с такими гигантами IT или автомобильной индустрии (да и с другими сферами) будет бессмысленно.
Интересный момент: примечательно, что именно брендовый и именной киберсквоттинг породили предвзятое отношение к «скупателям доменов». Но в современной судебной практике большинство судебных разбирательств заканчиваются не в пользу киберсквоттеров, поэтому нередко они находят способы «скинуть» домен до решения суда, а само имя не достаётся никому.
Отраслевой киберсквоттинг — хорошая проверка для киберсквоттинга на знание макро- и микроэкономики, поскольку предусматривает регистрацию таких доменов, как mebel.ru, stulya.ru, posdhipniki.ru и так далее. Где и что выстрелит, предугадать крайне сложно. Но при этом даже судебное разбирательство практически гарантированно закончится в пользу первичного владельца доменного имени — имя нарицательное не является товарной маркой.
Защитный киберсквоттинг — регистрация доменных имён от противного. После того, как тысячи компаний по всему миру стали сталкиваться с киберсквоттерами, хорошим тоном стало регистрация сразу нескольких доменных имён при выборе основного, включая все вышерассмотренные варианты. Такой способ позволяет предупредить дальнейшую недобросовестную конкуренцию, давление, шантаж или облегчить продвижение собственного ресурса.
Мы уже детально разбирал тему доменных споров и сопоставления домена и товарного знака, но в разрезе деятельности киберсквоттеров хотелось бы немного успокоить компании, которые обеспокоены тем, что доменное имя для их официального сайта уже кем-то занято.
В случае, если вам принадлежит торговая марка, то в большинстве случаев вы гарантированно выиграете иск против киберсквоттера, у которого попросту нечем защитить свой домен — у него попросту нет компании с таким же именем, а значит Фемида будет на вашей стороне. К тому же, Всемирная организация интеллектуальной собственности уже внедрила процедуру Единой политики рассмотрения споров о доменных именах, а Арбитражный центр ВОИС, руководствуясь Правилами для единой политики рассмотрения споров о доменных именах всегда легко вычисляет киберсквоттера.
Как предпринимателю, прежде чем судорожно хвататься за бумагу и ручку со стремлением подать заявление в суд, не помешает убедиться:
Интересный факт. Нередко встречается и так называемый обратный киберсквоттинг. Его суть в том, что под красивый короткий домен, который потенциально на доменных биржах оценивается ни в одну сотню тысяч рублей, создаётся компания. А дальше через суд владельцы только созданного бренда пытаются завладеть «цифровым активом».
Если же у вас нет доменного имени, то вариантов у вас несколько: устроить войну в виде «чёрного» пиара, договориться о цене, подождать, пока подойдёт срок пролонгации домена — не исключено, что киберсквоттер не будет продлевать его и вы спокойно выкупите интересующее доменное имя. Наконец, посмотрите в сторону других доменов, если это возможно.
Индустрия доменных имён уже успела отметить свой первый «взрослый юбилей» в виде 25 лет. За это время киберсквоттерами были зарегистрированы десятки миллионов доменных имён. Казалось бы, когда эта сфера могла себя исчерпать, ICANN приняло решение о запуске newTLD-доменов и, с одной стороны, у пользователей и предпринимателей появилась свобода выбора креативных красивых имён, с другой — у киберсквоттеров появилось новое поле для деятельности.
Несмотря на то, что многие весьма воинственно относятся к киберсквоттерам, закройте глаза и попробуйте представить, а как бы выглядел интернет при их отсутствии? Пожалуй, не слишком радужно.
Если вы боитесь стать жертвой киберсквоттера или присматриваетесь к доменному имени, но не знаете, стоит ли рисковать заключать сделку, настоятельно рекомендуем обратиться за помощью и содействием к доменному брокеру Павлу Гроссу. Павел лично провёл сотни сделок и имеет колоссальный опыт по скупке-продаже доменных имён в Рунете.