Список географических и других доменов верхнего уровня

Имя домена
23 Июн 2020

При регистрации сайта, предназначенного для жителей конкретной страны или региона, используются географические домены 1 уровня. Кроме территориальных, имеются также международные имена. Существует ряд правил и ограничений при их выборе и регистрации.

Какими бывают домены

Домен – это главное название сайта или блога. Оно отражается в браузерной строке при открытии ресурса: по текстовому наименованию человеку удобнее находить сайт.

Все домены различают по уровням. В строке браузера – это части, разделенные точками. Имя самого верхнего или нулевого, с которого начинается url (читать справа налево), называют корневым (root domain). Его отмечают точкой справа от первого. Для лучшего восприятия этот значок не показывается в адресной строке.

Дальше пишется первая часть доменного имени.

Виды доменных имен первого (верхнего) уровня

Их еще называют TLD (top-level domain). Делятся на 2 большие группы. В первую входят обозначения принадлежности к одной стране или области. Они образованы двухбуквенными сочетаниями – .ga, .ru, .by, .lt, .pl, .de, .lv, .ge и пр.

Например, https://pavelgross.ru. Читать нужно справа налево: .ru – домен первого уровня (корневой, tld).

Другая группа названий имеет тематический характер и говорит о функциональном предназначении ресурса. Они указывают на принадлежность платформы коммерческой организации, информационному порталу, телекомпании, правительству. Есть отдельный домен первого уровня для бизнес-сайтов. По этим знакам можно понять направленность ресурса.

Домены первого уровня не могут быть использованы самостоятельно в качестве названия для блога или сайта. Вместе с ними применяются названия второго уровня. При регистрации информационного портала, интернет-магазина или бизнес-платформы на любом домене первого уровня заводят имя второго.

Географические домены

Доменное имя первого уровня не может быть куплено частным лицом.

Второй уровень

Их может покупать частное лицо или организация. Чтобы закрепить свои права, необходимо предоставить документы – паспорт и пр. С помощью имени второго уровня можно создать:

  • информационный портал;
  • коммерческий проект;
  • сайт учреждений образования или культуры;
  • ресурс для правительственного органа.

Как правило, срок регистрации – 1 год. При желании владелец сайта может перенести его к другому хостинг-провайдеру, полностью сохранив свои права на доменное имя.

О третьем уровне

Домен третьего уровня называют еще поддоменом или субдоменом. Его берут для разделов в рамках основного большого проекта или для отдельной интернет-визитки. Владельцем 3-го уровня считается лицо или организация, которой принадлежит 2-й. Таких подуровней можно создавать неограниченное количество.

Другой тип субдомена – бесплатные наименования. Однако такие сайты плохо оцениваются поисковыми машинами и сложны в продвижении.

Отличия кириллического домена

Кириллические названия записываются буквами русского алфавита (кириллицы). В этом их главное отличие от остальных, обозначающихся латинскими символами. К преимуществам этого типа относятся:

  • удобство чтения и запоминания;
  • возможность добавлять слова из запросов;
  • большое число свободных имен 2 уровня.

Кириллические российские домены имеют также некоторые неудобства:

  • разница в копировании в буфер отдельными браузерами;
  • невозможность создания корпоративной почты;
  • неправильное чтение при работе с биржами ссылок;
  • сложности с установкой и поддержкой самописных CMS;
  • некорректная работа некоторых антивирусных программ.

Этот тип разработан для удобства русскоязычных пользователей.

Где хранятся доменные имена

Все названия привязаны к определенным IP-адресам. Эти сведения хранятся в системе доменных имен (DNS).

DNS-сервер – программа, переводящая цифровое наименование сайта в буквенное и наоборот. На 1 сервере размещают несколько сотен ресурсов. Все они будут иметь общий IP-адрес.

Информацию о владельцах хранят «Технический Центр Интернет» и «Регистратор».

Список доменных имен первого уровня

В список доменов верхнего уровня входят национальные, региональные, международные и тематические.

Географические (национальные)

Каждое наименование из перечня верхнего уровня принадлежит одной конкретной стране. Полный список географических доменов содержит условные обозначения для каждого государства и постоянно пополняется. Их выбирают для сайтов, которые создаются для населения определенной страны или области:

  • Россия имеет в Internet домен верхнего уровня .ru, .su (от Советский Союз, еще пока используется) или .рф;
  • Украина – .ua;
  • Англия – .uk;
  • Финляндия – .fi;
  • Германия – .de;
  • Франция – .fr;
  • Марокко – .ma и пр.

Домен .ru

Всего перечень геодоменов насчитывает около 200 аббревиатур. Большинство из них составлены из букв латиницы, но есть исключения – для Казахстана, Китая, России. Они предназначены для продвижения среди носителей 1 языка.

В 2004 г. появился дополнительный список географических доменов, охватывающих регион или отдельный город:

  • Евросоюз – .eu;
  • Северная Америка – .us;
  • Берлин – .BERLIN;
  • Москва – .MOSCOW;
  • Лондон – .LONDON.

Географические домены второго уровня построены по более сложному принципу. Вначале указывается конкретный город или область страны, а затем национальная аббревиатура.

Международные

Их подбирают для глобальных проектов, ориентированных на посетителей из многих государств мира. Наиболее популярные:

  • .com (сокращение от английского «commercial») – появился в 1985 г. для коммерческих организаций;
  • .net и .tel – для интернет-провайдеров и иных сетевых структур;
  • .org (от английского «organizations») – предназначен для научных, культурных или других некоммерческих порталов;
  • .info (от «information») – для информационных площадок;
  • .biz (от «business») – платформы для бизнеса.

В настоящее время границы между зонами размыты. Так, . com используют для некоммерческих целей. Эти домены не имеют жесткой привязки к территории и способствуют активному продвижению сайта.

Тематические

Как правило, их берут вебмастера, которые хотят подчеркнуть тему своих проектов. Перечень таких наименований практически неограничен – .photography, .sale, .energy, .cooking, .eco и пр. Специальные домены выделены для привязки сайтов, рассчитанных на просмотр с мобильных телефонов (.mobi).

Как выбрать доменное имя

При выборе учитывают несколько критериев. Наиболее важные требования к наименованию:

  • Легкость запоминания для пользователя. В названии – до 2-3 гармонично сочетающихся коротких слов.
  • Уникальность. Доменные имена не повторяются и не могут быть спутаны с названиями других сайтов. В случае совпадения владельцу сайта может быть отказано в регистрации из-за нарушения авторских прав.
  • Нежелательно использовать дефисы. Знак вместо 3 или 4 символа запрещен для всех имен и регистраторов.
  • При выборе важно учитывать тематику и регион, где проживают потенциальные пользователи. Для международных проектов можно выбрать соответствующие имена первого уровня. Если сайт предназначен для жителей одной страны или города, это также учитывается при составлении имени.

У нас на сайте есть разные варианты красивых уникальных доменов. С их помощью вы ускорите продвижение своего блога, коммерческого проекта или интернет-магазина, а также улучшите состояние своего бизнеса.

Ограничения

При выборе названия для проекта действуют некоторые запреты. Ограничения на домены верхнего и второго уровня бывают нескольких категорий:

  • Технические – программные алгоритмы не позволяют использовать некоторые символы в названиях сайтов. Длина полного наименования – не более 225 знаков, разделение между 2 точками – не более 63 знаков.
  • Правовые – название не связано с запрещенной тематикой и не носит признаки пропаганды насилия и пр.
  • Коммерческие – название сайта не похоже на название крупных компаний и не отличается от них на 1-2 символа.
  • Социальные – содержащиеся в названии слова или аббревиатуры не вызывают негативных ассоциаций.

При нарушении этих правил сайт могут заблокировать.

Некоторые имена 1 уровня имеют право брать только определенные юридические лица. Примеры: .gov может быть использовано только правительственными площадками, .mil – вооруженными силами США, .edu – университетами Британии.

Старые и неупотребляемые

Часть доменов первого уровня сегодня не работает. В эту группу входят:

  • .nato – ранее использовалось для ресурсов НАТО. В 1996 г. имя удалено из общего доступа.
  • .web – принадлежал частному регистратору Image Online Design. Однако его ДНС-серверы так и не вошли в общую систему. Но официально они еще функционируют.
  • .csnet – имя для ресурсов Computer Science Network – сети университетов и научных сообществ США. После объединения CSNET и BITNET в 1988 г. вышел из употребления.
  • .ddn – создание этого имени планировалось для нужд американской армии. Проект так и не был введен в использование.

Имя домена второго уровня

Со временем этот список может быть дополнен.

Как происходит регистрация

Закрепить за собой право владения доменным именем можно у регистратора. Эта услуга платная. Порядок действий при оформлении собственности:

  1. Войти на сайт регистратора и выбрать желаемую зону 1 уровня.
  2. Ввести в специальную форму название сайта, узнать его занятость, соответствует ли имя требованиям.
  3. Если название уже закреплено за другим сайтом, рекомендуется заменить его и снова проверить.
  4. Создать учетную запись на сайте регистратора и оплатить выбранные домены.

Они закрепляются на 1 год, затем можно продлить или отказаться. Некоторые регистраторы могут предложить дополнительные услуги – предоставление хостинга, автопродление и пр.

Сколько стоит регистрация

Цена доменного имени зависит от его вида. Ресурс в международной зоне обойдется владельцу до 3 тыс. руб. в год. Купить географические домены можно за 100-500 руб., тематический – до 200 руб. Цены у разных регистраторов и хостинг-провайдеров могут отличаться.

У нас вы найдете недорогие доменные имена для вашего бизнеса.

Как перенести доменное имя

Владелец сайта может перенести домен к другому хостинг-провайдеру или регистратору – нужно подать заявку в службу поддержки провайдера и получить код. Для переноса домен должен отвечать нескольким требованиям:

  • быть зарегистрированным не менее 2 месяцев назад;
  • не быть просроченным;
  • не быть заблокированным;
  • после предыдущего переноса прошло не меньше месяца;
  • до конца срока действия – более 15 дней;
  • у владельца сохранился доступ к почтовому ящику, на который зарегистрировано название проекта.

Получив персональный код, вебмастер обращается с запросом к новому регистратору и оплачивает годичное пребывание домена у него. Новая компания запрашивает у текущей возможность переноса. О результатах владельцу площадки сообщают на почту. Процесс занимает около недели. Затем имя сайта будет внесено в панель управления аккаунтами нового регистратора. Где выбрать и купить доменное имя можно узнать здесь.