Основатель DomainParking Павел Гросс-Днепров — о том, как устроен рынок киберсквоттинга.
Чем доменные инвесторы отличаются от киберсквоттеров, и какие войны случаются между владельцами торговых марок и держателями доменных имён.
Вторичный рынок доменов очень велик как по их количеству, так и по оборотам. По моей оценке, оборот вторичного рынка доменов в России составляет около 250 млн рублей в год.
Если взять только зону рунета, мы увидим, что лишь 43% доменов являются именем сайта. Остальные — «избыточные регистрации» (это более 3 миллионов доменов) — появились как следствие уверенности в том, что их стоимость будет расти в дальнейшем, то есть они являются предметом инвестирования.
Доменные инвесторы — это физические лица и компании, регистрирующие домены под свои будущие проекты или с целью дальнейшей перепродажи. Отдельно стоит выделить домейнеров — это профессиональные инвесторы, основной источник дохода которых — продажа доменов.
Киберсковоттеры — лица, регистрирующие домены, идентичные или похожие на название торговой марки или фирменного наименования. Основная цель — продажа владельцу компании, реже — получение трафика. Киберсквоттеров, которые специализируются на регистрации ошибочных написаний доменов только для получения трафика, называют тайпосквоттерами.
Несмотря на относительно малое количество киберсквоттеров, именно они вызывают наибольший резонанс в интернет-среде из-за громких процессов с известными компаниями. Но часто даже профильные издания не видят разницы между доменными инвесторами и киберсквоттерами.
А уж обычные пользователи почти всегда, обнаружив, что нужный им домен уже занят, но не используется, проклинают киберсквоттеров. Хотя, как видим из определения, разница между двумя категориями довольно значительная.
РБК продал домен pochta.ru «Почте России». В этой ситуации РБК — доменный инвестор, потому что «почта» — общеупотребительное слово. Если бы в домене было сочетание «pochta-rossii», то это был бы киберсквоттинг. Торговая марка «Каравай» не смогла отсудить домен karavay.ru, так как это название является общеупотребительным словом и используется добросовестно. Факт киберсквоттинга не подтверждён.
Таким образом, доменные инвесторы не нарушают законов и правил регистрации доменов — каждый человек может свободно регистрировать любое количество доменов. С этической точки зрения доменные инвесторы принципиально ничем не отличаются, например, от торговцев недвижимостью или антиквариатом.
С киберсквоттерами дела, конечно же, обстоят иначе. Незаконное использование чужой торговой марки влечёт за собой административную ответственность. Киберсквоттеры проигрывают суды и вместе с возвратом домена выплачивают компенсации.
Компания Nike отсудила домен nike.ru. «Навител» отсудила домен navitel.ru. Castrol планирует отобрать домен castrol.ru.
Здесь, наоборот, объект атаки — владелец домена. Компания регистрирует под нужный ей домен торговую марку и подаёт в суд на ничего не подозревающего владельца. Учитывая то, что стоимость некоторых доменов может составлять несколько миллионов рублей, выгода от такого захвата очевидна.
И какое-то время такая тактика работала — администраторы лишались своих доменов и платили немалые компенсации. Но сейчас суды начали обращать внимание на дату регистрации торговой марки и пресекать попытки «обратного захвата».
Была показательная история с претензией «Русского стандарта» на домены davai.ru и davay.ru. Аналогичные истории связаны с претензиями торговой марки «IVASHKA.RU» к домену ivashka.ru, а торговой марки «AUTO.RU» к 24auto.ru, в которых владельцам брендов отказали.
Но и здесь не стоит расслабляться. Немного усовершенствованная схема обратного захвата вновь работает. Для этого под домен регистрируют торговую марку по классу, по которому на домене уже ведётся деятельность. Вот как у компании «Кукурузный мир «ВИТЭК» отобрали домен vitek.ru.
У каждой компании своя тактика по возврату доменов: Apple решает все вопросы только в суде, Трамп — без лишнего шума, просто выкупает домены. Но большинство компаний всё же совмещают эти два подхода в зависимости от ситуации.
Практика показывает, что если домен необходим компании для своих целей, она с большой вероятностью выкупит его, чем будет судиться. На это есть ряд причин, о которых пойдет речь ниже. Если же домен компании не нужен, она почти наверняка будет решать вопрос через суд.
Первая ошибка кроется в неправильном понимании терминологии, поэтому перед тем, как идти в суд, необходимо удостовериться, что имеет место киберсквоттинг:
Теперь, когда вы точно уверены, что имеет место киберсквоттинг, можете отстаивать свои права в суде. Однако также нужно учесть следующие возможные риски:
Многие компании эмоционально подходят к вопросу киберсквоттинга, что недопустимо, и может привести к серьёзным ошибкам. Вот несколько печальных для истца примеров.
Автоконцерн Nissan проиграл суд по домену nissan.com, в результате на этом домене размещена антиреклама концерна, а сама компания вынуждена использовать домен nissan-global.com. Владелец домена теперь принципиально отказывается продавать домен за любое количество миллионов долларов.
Бренд Svadba проиграл спор по домену svadba.ru. Встречным иском торговая марка Svadba была аннулирована.
Не используйте негативных эмоций — почувствовав опасность, киберсквоттер может вообще отказаться от общения.
Сами предлагайте цену — киберсквоттер никогда не будет декларировать своё желание продать домен, так как это может быть использовано в суде против него. Согласие на ваше предложение о продаже не является признаком недобросовестного использования домена.
Цена домена в первую очередь зависит от ваших шансов получить его через суд — чем выше ваши шансы, тем ниже цена на домен, поэтому важно, чтобы вы эти шансы объективно оценивали и могли аргументировать. Надо учитывать то, что киберсквоттер может иметь свой взгляд на собственные шансы в суде и своеобразно оценивать ваши финансовые возможности.
Самое интересное заключается в том, что всех этих проблем с киберсквоттерами можно легко избежать. Ведь, например, ни один здравомыслящий предприниматель не объявит о строительстве нового объекта до того, как не решит вопрос с покупкой или арендой земли под него. В то же время повсеместно анонсируются крупные интернет-проекты ещё до регистрации нужных доменов.
Таким образом киберсквоттер, который весьма отдалённо знаком с вашей компанией, получает преимущество. Предприниматели и маркетологи в большинстве своём недооценивают роль домена в конечном успехе интернет-проекта, а когда это понимание приходит, они вынуждены бороться за них, тратя время и ресурсы.
Ещё хуже дела обстоят с тайподоменами — далеко не каждый маркетолог сможет подобрать и зарегистрировать их заранее для вашего проекта, и уж тем более оценить возможный трафик. Доменная безопасность — довольно обширная тема, и киберсквоттинг — лишь одна из проблем.