Почему компании вынуждены заново покупать свой домен

05 Окт 2018

Когда нам надо составить даже небольшой договор, мы обращаемся к юристу, для аудита — к бухгалтеру, за логотипом — к дизайнеру. Но когда речь идет о доменах, 99% предпринимателей считают, что способны самостоятельно во всем разобраться. Неудивительно, что большинство случаем, связанных с потерей доменов, происходят банально из-за незнания правил регистрации и администрирования. И таких случаев на самом деле довольно много, просто их редко придают огласке.

В этом кейсе я расскажу вам об истории, случившейся с одной очень крупной федеральной компанией.

Как-то в компанию пришло письмо с предупреждением об отключении их домена от сайта путем смены DNS. Айтишник убедился, что домен продлен, и отправил письмо в спам, так как отправителем значился не их регистратор, а какой-то valera_admin. Домен более 10 лет держали у крупного регистратора, доступ к кабинету был с двухфакторной идентификацией, поэтому серьезно воспринимать такие письма никто не собирался.

О письме вспомнили через неделю, когда на домене вдруг появилась одностраничная заглушка с рекламой. Это был шок. Поток заказов упал на 90%, так как все продажи шли через сайт. Телефоны обрывали клиенты, которые уже заказали товар, но не могли его отследить на сайте. Многие и вовсе требовали возврата денег, решив, что компания обанкротилась.

Как оказалось, домен еще в 2000-х был куплен у другой компании. Но вот при оформлении сделки почему-то произвели не смену администратора, а просто передали его в полное управление. Компания, продавшая домен, почти сразу была ликвидирована, а «ничейный» домен на себя оформил ее сисадмин. Обычный valera_admin стал полноправным владельцем (администратором) этого домена.

Конечно «полное управление» звучит убедительно. Намного убедительнее, чем «администратор», который ассоциируется у предпринимателей с низшим управляющим звеном в компании. Поэтому вопросов при передаче прав не возникло, тем более что полное управление доменом, в отличие от смены администратора, можно было оформить не выходя из офиса, что многим особо занятым предпринимателям очень нравилось. Это, кстати, одна из причин, почему такая ситуация довольно типична, и ко мне с похожей проблемой обращается несколько компаний каждый месяц.

В итоге пришлось заново выкупать свой домен, но уже не за 500 долларов, а в 70 раз дороже. Сделку оформили за один день, ведь простой сайта грозил обернуться непоправимыми потерями для бизнеса.

Можно ли было решить ситуацию через суд? Если бы valera_admin раньше официально работал в этой компании, то можно было бы легко доказать, что регистрация домена входила в его должностные обязанности. В данном же случае, с юридической точки зрения, администратор домена никак не связан с компанией и просто «великодушно» позволял его арендовать.

Можно ли было уменьшить сумму выплат? Конечно, если бы проблема была выявлена раньше и компания стала бы инициатором переговоров. Так удалось бы избежать простоя сайта и иметь преимущество на переговорах, заранее подготовившись и сформировав свою позицию. Банально можно было сделать копию сайта на другом домене, чтобы в случае внезапного отключения сразу же разослать клиентам письмо с оповещением «о временном переезде сайта на другой домен в связи с техническими работами». Трафик это бы не вернуло, но уменьшило бы объем паники среди клиентов и сотрудников.

Можно ли было вообще избежать этой ситуации? Легко — просто при покупке домена съездить в офис к регистратору и оформить передачу прав на него как положено. Именно как положено, а не на своего сотрудника, как делают некоторые. Но это уже другая история, о которой я расскажу в следующем кейсе.