Доменное имя и товарный знак: кто кого с точки зрения закона?

19 Дек 2020

С развитием интернета офлайн-предприниматели и веб-мастера неожиданно оказались по разные стороны баррикад. Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации любое юридическое лицо имеет право на средства индивидуализации. Под этой процедурой стоит понимать регистрацию товарных знаков или знаков обслуживания, коммерческих обозначения или наименований мест происхождения товаров. Но в эпоху, когда выход в интернет доступен для каждого смартфона, а глобальная паутина стала повсеместной, одним из способов индивидуализации стало и доменное имя. 

Вот только в современной практике нередко случается ситуация, когда администратор или владелец домена вынужден буквально отстаивать свои права на имя с владельцев товарного знака. И кто выйдет победителем в этой запутанной битве порой не знает даже самый квалифицированный юрист. Давайте разбираться с нюансами, когда доменное имя и товарный знак — братья и враги друг-другу одновременно.

Доменное имя и Гражданский Кодекс

Несмотря на постоянные поправки, которые генерируют депутаты Госдумы для дальнейшего внесения в Гражданский Кодекс Российской Федерации, он по-прежнему не рассматривает доменное имя как одно из средств индивидуализации. То есть в правовом поле домен, в отличие от товарного знака или коммерческого обозначения, остаётся непризнанным.

Тщательно изучив ГК РФ, вы найдёте упоминание самого понятия «доменное имя» лишь в двух статьях: 1484 и 1519. При их детальном рассмотрении станет ясно, что закон говорит о том, что размещение наименования средства индивидуализации в доменном имени является реализацией исключительного права использования такого средства индивидуализации, а само доменное имя — способом адресации. Таким образом с точки зрения законодательства подразумевается право использования наименования или символьного обозначения в доменном имени (а само доменное имя указывается как способ адресации), а не право на доменное имя.

Учитывая прописанную «истину» в ГК РФ, трактовать закон можно так: нарушением исключительного права на использование наименования или символьного обозначения товарного знака будет считаться сам факт регистрации доменного имени, в котором содержится наименование товарного знака лицом, не имеющим исключительных прав на товарный знак. Выходит, что любой предприниматель, получая право на товарный знак, автоматические получает право и на доменное имя, в который входит товарный знак, а его происхождение можно связать с производным правом.

Право на доменное имя возникает и в ситуации, когда пользователь занимается отличной от предпринимательской деятельности: право на наименование, грубо говоря, на порядок символов в домене, возникнуть не может, поскольку оно не является средством индивидуализации. В таком случае возникает только право на доменное имя.

В такой запутанной ситуации можно сделать такой вывод:право на доменное имя — объект гражданских прав, который соответствует всем требованиям, предъявляемых к ним. В тоже время Верховный суд в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 33) прямо не называет право на доменное имя объектом гражданских прав, но разъясняет, что право на доменное имя подлежит защите на основании общих положений ГК РФ о способах защиты гражданских прав. Суть такой позиции заключается в том, что положения о способах защиты гражданских прав возникают лишь на объекты гражданских прав, а значит право на доменное имя — объект гражданских прав.

Доменное имя и средства индивидуализации

Нередко между юристами разгораются настоящие баталии при попытке определиться — относится ли доменное имя к категории средств индивидуализации. В законе чётко прописано, что индивидуализация — это обособление объекта индивидуализации от других схожих с ним объектов путём выявления у него либо придания ему индивидуальных признаков. При этом есть ещё и более широкое понятие — идентификация, под которой понимают опознание кого-либо или чего-либо, а также установление тождества объекта или личности. Индивидуализация является лишь одним из видов идентификации.

Стоит учитывать и такой момент: некое обозначение можно использовать и в качестве средства индивидуализации, и в качестве средства идентификации. В первом случае обязательным условием является факт осуществления лицом предпринимательской деятельности. Во втором же понимается использование обозначения для указания на конкретные товары, услуги производимые правообладателем или на него самого.

Если обратиться к правовым нормам прописанным в ICANN (о том, чем занимается эта организация и как она устроена мы рассказывали в отдельной статье), то станет понятно, что доменное имя относится к средству идентификации.

В свою очередь в статьях 1484 и 1519 ГК РФ указано, что размещение наименования средства индивидуализации в доменном имени является реализацией исключительного права использования такого средства индивидуализации (словесный товарный знак содержит доменное имя, словесный товарный знак повторяет существующее доменное имя, доменное имя содержит словесный товарный знак, доменное имя повторяет существующий словесный товарный знак). Таким образом, при отчуждении права на средство индивидуализации будущему правообладателю переходит не только право на совокупность доменных имен, принадлежащих прежнему правообладателю, но и право на доменные имена, в которые входит обозначение средства индивидуализации. 

В конечном итоге имущественной ценностью обладает не само право на конкретное доменное имя и даже не на совокупность доменных имен, а на использование средства индивидуализации в них. Это обосновывается также тем, что правовую охрану получает не право на доменное имя, а право на средство индивидуализации, а именно — право на обозначение (наименование) средства индивидуализации в доменном имени.

Утверждение некоторых юристов и исследователей о том, что доменные имена стоит относить к неохраняемым средствам индивидуализации стоит воспринимать с пониманием всей сути самого понятия. Так, если бы доменное имя было признано средством индвидуализации, все существующие средства индивидуализации лишились бы преимуществ, а юридические лица, словесное обозначение средства индивидуализации которых содержится в доменном имени, не смогут получать нужную правовую защиту, а между доменными именами и существующими средствами индивидуализации установится состояние «войны», увеличится количество споров, что само по себе противоречит назначению права. Исходя из этого нет необходимости включать доменные имена в средства индивидуализации.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать такой вывод: доменное имя не является средством индивидуализации, не относится к объекту интеллектуальной собственности, но право на него остаётся объектом гражданских прав.

Доменное имя и интеллектуальная собственность

Само по себе понятие «интеллектуальная собственность» в определении законодательства РФ включает обширный перечень нематериальных объектов, которые имеют приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, работ, услуг и предприятий, требующих правовой охраны. При этом Суд по интеллектуальным правам (СИП) неоднократно подчёркивал, что доменные имена не являются охраняемыми объектами интеллектуальной собственности. При этом попытки некоторых судей расширить толкование пункта 1 статьи 1225 ГК РФ с точки зрения СИП не допускается: доменное имя не является объектом интеллектуальной собственности в качестве охраняемого средства индивидуализации.

В сухом остатке получается, что доменные имена не признаются интеллектуальной собственностью. При этом в разрезе понятия «имуществом», а, как результат, и объект гражданских прав, — является именно право на них, а не на доменные имена.

Сама по себе регистрация доменных имён прямо законодательно не урегулирована. На международное уровне действует интернет-корпорация ICANN, которая обеспечивает стабильное и безопасное функционирование систем уникальных индентификаторов интернета на глобальном уровне. Доступ к реестрам доменных имён получают аккредитованые регистраторы, получающие право работать с доменными зонами в международных зонах .com, .biz, .org, .net и т.д. Кроме того, существуют национальные домены верхнего уровня — для России это .ru и .рф.

В случае с национальными доменами за их стабильное функционарование отвечает уже Координационный центр нацонального домена сети «Интернет», получивший полномочия администратора доменной зоны. При этом администратором является и пользователь, на имя которого зарегистрировано доменное имя в реестре и который осуществляет его администрирование.

Таким образом с точки зрения закона суд сделает следующий вывод: информационная технология имеет определённую ценность и может быть предметом сделки, доменное имя, право его администрирования следует квалифицировать как имущественное право, которое заключается в возможности лица, зарегистрировавшего доменное имя, разместить в сети «Интернет» информационный ресурс, доступ к которому осуществляется пользователем сети «Интернет» путём набора определённых символов, составляющих доменное имя.

Как результат, доменное имя не признаётся ни вещью, ни обьектом интеллектуальной собственности, но право администрирования доменного имени является имущественным правом администратора.

Так кто же отвечает за доменное имя в суде?

В ситуации, когда правообладатель считает, что его право нарушено вследствие незаконного использования товарного знака владельцем доменного имени возникает резонный вопрос — кому будет предъявлено требование о пресечении таких нарушающих авторские права действий.

По мнению Президиума Суда по интеллектуальным правам такое требование может быть предъявлено именно администратору доменного имени, то есть тому лицу, на которое зарегистрирован домен. К нему же будут направлено и требование о взыскании компенсации. В качестве оснований, на которые ссылаются правообладатели товарного знака в доменных спорах, выступает ссылка на недобросовестную конкуренцию в порядке Парижской конвенции об охране промышленной собственности.

В документе детально описано понятие недобросовестной конкуренции, а также фигурирует пункт «смешения в отношение предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента», что и может вызвать созвучное или идентичное товарному знаку доменное имя. В случае поступления претензии суд оценивает потенциального нарушителя по трём критериям:

  • доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком
  • у владельца доменного имени нет законных прав и интересов в отношении доменного имени
  • доменное имя зарегистрировано и используется недопробосовестно.

Подводя итог, можно сделать вывод, что владелец товарного знака не может утверждать, что любое использование фирменного наименование в разрезе доменных имён является незаконным, поскольку исключительные права на указанные средства индивидуализации при использовании их в тождественном имени не стыкуется с определением домена как идентификатора, но, при должном оформлении исключительных прав защитить свои интересы всё же может.

Столкнувшись с выбором доменного имени понимании, что оно созвучно с какой-либо известной компанией или брендом, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с доменным брокером Павлом Гроссом, которому на практике приходилось решать схожие вопросы и разбирать реальные ситуации взаимоотношений владельцев доменных имён и товарных знаков.

Связаться с Павел Гросс в Telegram

x